"Выйти в белую" Часть 3 - Партенёры

Третья причина из категории безопасность относится к взаимоотношениям с партнерами. Много лет три партнера вели совместный бизнес. Один был исполнительным директором, другие сначала так же занимали какие-то должности, а потом перешли в разряд акционеров. Но в принятии основных решений участвовали. Бизнес вырос до очень приличных размеров. И тогда решил один из партнеров выйти из бизнеса, получить свою долю, благо она позволяла не беспокоиться о будущем. 

Сели, посчитали, и как это часто бывает, не сошлись в стоимости. Бизнес хоть был и крупным, но налоговая модель была откровенно агрессивной и направленной на абсолютную минимизацию налоговых выплат. Так что официальные доходы у бизнеса были небольшие. В любом случае, у одного в голове была одна справедливая стоимость, а у другого компаньона – другая. 

У уходящего была слабая переговорная позиция: официальная стоимость бизнеса была намного ниже той, о которой они смогли договориться.  Но у него близкий родственник работал в фискальных органах, причем на очень приличной должности, позволяющей не только инициировать налоговую проверку, но и гарантировать, что эта проверка будет, самой что ни на есть принципиальной. 

Изначально было понятно, что договориться не получится. Цель данной проверки была найти налоговых правонарушений на сумму достаточную для возбуждения уголовного дела. Для усиления переговорной позиции одной из сторон.

Естественно налоговики получили и схему налоговой оптимизации. Да и сама схема была незатейливая: деньги раскидывали по «хитрым» конторам, получали оттуда материалы по завышенным ценам, а разницу реинвестировали в основной бизнес через займы. 

В тот момент в их отрасли так работали все конкуренты. Работать по-другому, как они считали,  не было возможности. При проверке документы запросили не только у «серых» контрагентов, но и у всех прочих. Наш клиент попал в этот список, у них запросили документы за 3 года и вызвали директора на допрос. Видимо цель, кроме всего прочего, была воздействовать на деловую репутацию проверяемого, а может быть искали номинальных руководителей и липовые бизнесы. В те времена, а это было более 6 лет назад, вызов на допрос в налоговую инспекцию директора контрагента был исключительным случаем. 

Наш клиент обратился к нам за помощью, так как не представлял о том, зачем вызывают, что будут спрашивать и что можно и нужно отвечать.

 В рамках этого задания мы и познакомились с директором проверяемого предприятия. Ситуация была откровенно непростая, а в глазах директора – критическая. Но так как мы знали, что будут доказывать налоговые органы, и какие улики искать, предложили свои услуги. Не буду раскрывать подробности, речь в данном рассказе не о нас. Два месяца составления инструкций, парирования возможных доказательств, прогнозирование вопросов, которые будут на допросах. Закончились это тем, что компаньоны встретились и уходящий констатировал, что проверка вряд ли накопает что-то серьезное и что нужно садиться за стол переговоров на паритетных началах. По итогу, они разделили бизнес так, что обиженных не осталось, но у директора с тех пор четкая установка, что работать надо в белую. Чтобы компаньоны не могли воспользоваться твоей слабой позицией. Кстати, год назад два оставшихся компаньона так же разошлись в бизнесе, однако в этом случае все произошло мирно, так как бизнес уже давно имел устойчивую, безопасную и стабильную налоговую модель.