Из сотрудников в самозанятые. Как на это смотрит ИФНС

С 1 января 2019 года в 4 регионах: Москва, Московская область, Калужская область и Республика Татарстан, стартовал эксперимент по введению специального налогового режима для самозанятых граждан.

Стать плательщиком налога на профессиональный доход (НПД) могут как обычные физлица, так и зарегистрированные в качестве ИП.

 

При расчете НПД у самозанятых применяются две ставки:

  • ставка 4% применяется, если товар, работы, услуги, имущественные права будут реализовываться физическим лицам;
  • ставка 6% применяется, если товар, работы, услуги, имущественные права будут реализовываться юридическим лицам.

Регистрация самозанятых происходит в электронном виде. Бумажная регистрация исключена. Для того, чтобы встать на учёт, налогоплательщику необходимо это сделать через Вэб-кабинет «Мой налог» или установить мобильное приложение «Мой налог» на смартфон или планшет и после пройти регистрацию. Для этого из документов понадобится только паспорт.

 

Цель внедрения данного проекта со стороны государства – вывести из тени потенциальных налогоплательщиков. А цель налогоплательщиков (здесь компаний – работодателей) – использовать данную схему, как возможность экономии на налогах.

 

А можно ли и надо ли?

Конечно, сэкономить можно. За самозанятого не надо платить НДФЛ и страховые взносы, как за сотрудника или физлицо по договору ГПХ.

Но, во первых, в законе четко прописано, что организация-работодатель не может заключить договор ГПХ со своим прежним сотрудником, как с самозанятым в течении 2-х лет, после увольнения. Есть, конечно маленькая хитрость – «поменяться» сотрудниками с другой компанией с аналогичным видом деятельности. Но все равно не увлекайтесь! Если в кратчайшее время вы уволите сотрудников, а вместо них заключите договоры с самозанятыми (физлицами или ИП) на тех же финансовых условиях, то для налоговой это будет очень подозрительно.

 

Очень осторожно надо заключать договор с самозанятыми-физлицами. Убедитесь, что они действительно зарегистрировались, как самозанятые. В противном случае, вы должны будите платить за него НДФЛ, как налоговый агент.

 

Проверить регистрацию самозанятого можно на сервисе ФНС: https://npd.nalog.ru/check-status/

 

И необходимо проследить, чтобы в договоре ГПХ с самозанятыми не было признаков трудового договора. Не должно быть должности и квалификации по штатному расписанию, оплаты в дни выдачи заработной платы сотрудникам компании – оплата должна быть за конкретную работу или результат. Также избегайте в договоре социальных гарантий и обязанностей соблюдения внутреннего и трудового распорядка организации.

 

Пока по статистике, например в Калужской области, за месяц работы пилотного проекта нет массовой «переквалификации» из сотрудников в самозанятые, а вот количество желающих «выйти из тени» и приобрести статус самозанятого около 12%. Это, в основном, люди, которые оказывают разные виды услуг населению: репетиторы, таксисты, парикмахеры, сантехники и т.д.

 

Что будет дальше – покажет время. Ведь на пилотный проект только начался и действовать будет 10 лет.

 

Однако, если ваша компания просчитывает варианты легальной оптимизации налогообложения, мы рекомендуем на начальном этапе, до принятия стратегических решений проконсультироваться с сертифицированными налоговыми консультантами, чтобы понимать, какие подводные камни вас могут ждать. Эти затраты на старте в дальнейшем помогут вам как сократить статью расходов, за счет законного снижения суммы выплачиваемых налогов, так и ваши нервы и время, если ИФНС решит проверить ваш бизнес.

 

НПК "СТАТУС" с 2012 года занимается легальной налоговой оптимизацией для разных видов бизнеса. Записывайтесь на бесплатную консультацию к сертифицированному налоговому консультанту по ССЫЛКЕ.